Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 08:21

МБДОУ № 31 "Берёзка"

Меню сайта
Форма входа

Советы логопеда

РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ.

 Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.

Сложности с чтением могут быть у левшей и детей с нарушениями слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции). Как правильно учить ребенка читать?

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м.  Это только путает детей.

Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы– и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется  с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех – четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.

Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

 

 

МОЖЕТ ЛИ МАМА ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ.

        

 

             Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса     книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

         Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

         Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

·        Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

·        Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

·        Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

·        Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

·        Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

 

СДВГ –  Синдром Дефицита Внимания с  Гиперактивностью.

 

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём – либо в течение определённого отрезка времени.

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Причины и механизмы развития СДВГ  окончательно не выяснены, но в настоящее время существуют нейроморфологические, генетические, биохимические и др. концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Существует также развёрнутая биопсихосоциальная патологическая модель, которая включает в себя различные факторы возникновения СДВГ.

На современном этапе исследования доминирующими считаются три группы факторов в развитии синдрома:

- генетические факторы;

- повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов;

- негативное воздействие внутрисемейных и социальных факторов.

Проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях семьи. Влияние этого фактора играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально – психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут послужить недостаточное питание, отравления свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотические отравления, кислородная недостаточность в период развития плода или во время родов. Основными структурами мозга, в которых при поражении в родах возникает СДВГ, считают мозжечок, ствол мозга и лимбическую систему с последующими (проявляющимися в процессе развития ребёнка) нарушениями в коре головного мозга и прежде всего , в лобной доле. Наблюдается дефицит работы ретикулярной формации (совокупность структур в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень возбудимости и тонуса отделов центральной нервной системы) и вестибулярного аппарата.

 Данные повреждения приводят к задержке созревания функциональных систем мозга, ответственных за моторный контроль, внимание и саморегуляцию поведения, а следовательно специфические трудности в обучении.  У таких детей проявляются трудности в планировании и организации сложных видов деятельности. Большинству свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, у них возникает неуверенность в себе и трудности в коммуникациях. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 -15 минут, затем, 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. Они имеют как бы «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При дефицитарной работе вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы остаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. (например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки). Если голова и тело неподвижны, у гиперактивного ребёнка снижается уровень активности мозга.

Нейропсихологические опыты показали, что для лечения СДВГ крайне действенны методики мозжечковой стимуляции. Также в результате коррекции при помощи реципрокных (перекрёстных, разнонаправленных) двигательных упражнений повреждённая ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой, по мере того как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. Двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции у детей с СДВГ.

 Мозжечок –  «материнская плата» в «компьютере – мозге»

        В последнее десятилетие новые исследования выявили более широкие функции мозжечка: эта часть мозга вносит свой вклад и в формирование двигательных навыков и развитие умственной сферы. И то и другое требуется для развития человеческой речи.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток – нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50 %). Это самый быстродействующий в мозге механизм: он может быстро перерабатывать любую информацию, поступающую из других частей мозга. Он определяет скорость работы всего мозга. Так же как «материнская» плата компьютера задаёт тактовую частоту, скорость его работы. Он «угадывает» условия, необходимые для выполнения задач различными областями мозга, и автоматически создаёт те, что нужны для оптимальной работы.

Мозжечок участвует в процессе, в котором новые двигательные навыки после некоторой практики автоматизируются. Мышление человека можно представить как воображаемое движение, которое также нуждается в автоматизации. Поэтому мозжечок автоматизирует и умственные операции, как и восприятие чувствительной (сенсорной) информации. Автоматизация умственной деятельности освобождает часть мозга для внимания к другим задачам.

Мозжечок состоит из древнего отдела – червя и нового (эволюционно более позднего) – полушарий. Древний отдел связан с вестибулярными системами мозга, а новый с полушариями мозга. Червь мозжечка - ключевой узел стволовых механизмов ориентированного внимания, отвечающий за регуляцию эмоций и внимания.

К, сожалению, он очень часто страдает от родовых травм и гипоксии из – за тесной близости к стволу мозга и единому источнику кровоснабжения. В результате его поражения может возникать синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Так же была выявлена связь нарушений в обучении чтению с мозжечковой недостаточностью.

Учёные пришли к выводу, что основа нормальной работы нервной системы обусловлена состоянием вестибулярной системы. Вестибулярная система является главным организатором ощущений, поступающих из других сенсорных каналов, - таким образом, она участвует в овладении речью. Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, поступающую от органов артикуляции.

В настоящее время существует множество упражнений стимулирующих вестибулярную систему и в частности мозжечок. Суть этих упражнений - тренировка равновесия и координации движений. Эти упражнения показывают высокую эффективность в лечении речевых нарушений, проблем обучения и поведения, включая СДВГ, а также умеренный аутистический синдром.

 Например:

- ребёнок должен поставить ступни ног на одну линию: носок левой ноги соприкасается с пяткой правой ноги, удерживая равновесие в таком положении.

-ребёнок должен стоять на одной ноге, согнув другую в колене, чтобы бедро было параллельно полу и пытаться удержать равновесие.

-упражнение «вертолёт» - ребенок должен встать прямо и раскинуть руки в стороны, стоя покружиться так быстро, как сможет, в течение 15 секунд (скажите: «мы вертолёты!»), во время вращения включите громкую музыку. Затем надо остановиться и стараться сохранять равновесие в течение 25 секунд, пока не перестанет кружиться голова. Упражнение повторить 10 раз. Если ребёнку сложно выполнять упражнение самому, позади него встаёт взрослый и помогает, хватая за руку и предавая вращательный импульс. Не проводите вращение сначала в одну сторону, а затем сразу в другую, стимуляция ослабляется.

 

Дизартрия – 

это неврологическое нарушение речи, вызванное дисфункцией или нарушением иннервации речевой мускулатуры (язык, губы, мягкое нёбо, лицевые мышцы, гортань).

 

При дизартричной речи наблюдаются трудности в силе и точности артикуляторных движений, говорящему не достаёт дыхательной поддержки

Для того чтобы речь  была ясной и чёткой, ряд субсистем: дыхательная (лёгкие), ларингиальная (голос), велофарингиальная (мягкое нёбо), артикуляторная (органы артикуляции) должны работать вместе.

 Работой всех субсистем руководит ствол мозга – структура нервной системы, располагающаяся в черепе. Это огромное скопление жизненно важных нервных структур на сравнительно небольшой площади (7 - 9 см.), которое чрезвычайно ранимо при нарушении кровоснабжения вследствие родовых травм и гипоксии во время беременности и родов. Даже при незначительном нарушении кровоснабжения может развиться синдром «дизартрия». Гипоксия (недостаток кислорода) вызывает изменения в нервных клетках.

 

 

 

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Ссылки
    описание к изображению

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz