Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 09:55

МБДОУ № 31 "Берёзка"

Меню сайта
Форма входа

Методическая копилка

консультации для педагогов
 
                       Артикуляционная гимнастика
 
как основа формирования правильного звукопроизношения
 

 Артикуляция (от лат. articulo — расчленяю, разделяю) или (articulare-чёткопроизносить).В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др. Координация органов артикуляции происходит в речевых зонах коры и подкорковых образованиях головного мозга.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых зву­ков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки,  как  изолированно, так и  в  речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разно­образнейших артикуляторно-мимических движений языком, гу­бами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука­ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и прак­тиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва и др.).
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль­ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферен­цированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 
Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.
Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н), может прижиматься к альвеолам (звук л), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук р).
Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки с, з, ц), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки ш, ж, щ).
Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука й и всех мягких звуков.
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г), или образовывать с ним щель, при образовании звука х.
Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук л).
Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), растягиваться в улыбку (звуки и, ы). При произнесении звуков с, з, ц, л и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков ш, ж. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки п, б, м, в, ф.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

Мягкое небо может опускаться, тогда выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки. Если мягкое небо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются все ротовые звуки. Таким образом, описание правильной артикуляции звуков русского языка должно стать настольной книгой логопеда.

 

 

 

Правильная артикуляция звуков, Азбука 

Кроме того, что при произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. В речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. И если при дислалии нет жесткой необходимости в большом количестве упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые собственно речевые движения для произнесения звука, то при других речевых нарушениях работа по развитию подвижности речевой мускулатуры занимает много времени, ведется систематически и кроме общего комплекса артикуляционой гимнастики включает в себя массаж, специальные упражнения с сопротивлением, упражнения для мимических мышц лица и др.

Постановка звуков в такой последовательности:

Свистящие С, З, Ц, С/, З/

Шипящий Ш

Сонор Л

Шипящий Ж

Соноры Р,Р/

Шипящие Ч, Щ

Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. Сложные согласные рекомендуется сразу ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, и уже в слогах отрабатывать их правильное произношение. Существует правило: щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах, смычные и аффрикаты — в закрытых.

 

Автоматизация в слогах является важным элементом работы над звукопроизношением. Эта работа сочетается с развитием просодических компонентов речи — речевого ритма, темпа, интонации. Для этого нужно использовать игровые приемы. Например, логопед говорит ребенку, что он изображает большой колокол, медленно произнося ЛА-ЛА-ЛА..., а маленький колокол произносит: ла-ла-ла... быстро. Колокола переговариваются. Один говорит: ла-ла-ла, другой спрашивает: ла-ла-ла?, третий отвечает: ла-ла-ла.

После формирования правильного артикуляционного уклада звука, вырабатываемого в процессе выполнения артикуляторных движений, проводят его автоматизацию в различных фонетических условиях произношения. Автоматизацию вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения следует начинать со структуры слогов «гласный-согласный», а затем «согласный-гласный».Такая последовательность работы обусловлена тем, что с структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки и рекурсии). В структуре слогов типа ГС согласный испытывает меньшее воздействие соседней фонемы. (Л.Р. Зиндер).

Автоматизация каждого звука в слогах:

А) С, З, Ш, Ж, С/ , З/, Л/ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

 Б) Ц, Ч, Щ, Л наоборот сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

В) Р, Р/ можно начинать автоматизировать  в прямом слоге и параллельно вырабатывать вибрацию.

Работу по автоматизации звуков в словах сочетают с развитием сложных форм фонематического анализа и синтеза, а также с развитием лексико-грамматического строя речи. Автоматизация проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ МАШИ И МИШИ ПО КУЗБАССУ"

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСОБИЮ "ПУТЕШЕСТВИЕ МАШИ И МИШИ ПО КУЗБАССУ"

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Ссылки
    описание к изображению

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz